Бильярд


Русский бильярд: общие правила игры

1. Оборудование.
Во время игры используется специальное оборудование (бильярдный стол, шары, кий, аксессуары), соответствующее техническим требованиям, принятым Международным комитетом по пирамиде.
2. Разметка игровой поверхности бильярдного стола.
2.1 Перед началом партии на поверхность стола четко и разборчиво наносятся специальные отметки и линии:
2.1.1 В центре бильярдного стола ставится точка – это центральная отметка.
2.1.2 Через центральную точку параллельно коротким бортам стола проводят прямую линию – это центральная линия, разделяющая игровую поверхность бильярдного стола на две части – переднюю половину и заднюю.
2.1.3 В центре передней половины бильярдного стола наносят точку – это передняя отметка.
2.1.4 Через переднюю отметку проводят параллельно переднему борту прямую линию – это линия дома.
2.1.5 В центре задней половины бильярдного стола наносят точку – это задняя отметка.
2.1.6 От центра задней отметки до середины заднего борта проводят продольную линию – это линия выставления шаров.
2.2 Часть игровой поверхности между передним бортом и линией дома принято называть домом.

3. Бильярдные шары
Стандартный набор бильярдных шаров предполагает наличие 15 штук шаров белого цвета и одного цветного шара. При этом на всех шарах, кроме цветного наносится порядковые номера – от 1-го до 15-ти.
Примечание: при разыгрывании партии в «Комбинированную пирамиду»«Свободную пирамиду» и «Динамичную пирамиду» возможно использование непронумерованных бильярдных шаров.

4. Биток и прицельные бильярдные шары
4.1 Шар, по которому осуществляется удар кием – это биток.
4.2 В «Классической пирамиде»«Комбинированной пирамиде» и «Динамичной пирамиде» в качестве битка выступает цветной шар.
4.3 В «Свободной пирамиде» игрок имеет право выбрать любой бильярдный шар, находящийся на игровой поверхности, и использовать его в качестве битка. Исключение составляет лишь первый удар, когда для разбивки шаров используют цветной шар.
4.4 Шары, находящиеся на игровой поверхности, за исключением битка являются прицельными.

5. Касание битка с прицельным шаром
5.1 При проведении правильного удара (в том числе и начального) происходит соударение битка с одним из прицельных шаров.
5.2 При совершении удара биток можно направить к прицельному шару напрямую или от борта.
5.3 В случае если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, удар квалифицируют, как неправильный и зачисляют штраф.

6. При нарушении правил игры
После нарушения игроком правил игры, производится выставление на прежние позиции выскочившие и(или) неправильно забитые шары, а при игре в «Комбинированную пирамиду»«Свободную пирамиду» и «Динамичную пирамиду» – снимается с игровой поверхности на полку штрафной шар. При этом соперник имеет право выбора: произвести удар самому либо предоставить данную возможность нарушившему игроку.
7. Проведение начального удара
7.1 При розыгрыше права первого удара проводят следующую процедуру. Игроки располагаются по разные стороны относительно продольной линии игровой поверхности и одновременно выполняют удар с руки из дома, направляя шары к заднему борту и обратно. Побеждает тот игрок, шар которого ближе всего окажется к переднему борту стола.
7.2 Признается автоматический проигрыш, если бильярдный шар:
 не докатился до заднего борта бильярдного стола;
 коснулся о задний борт несколько раз;
 выскочил за борт;
 попал в лузу;
 оказался на половине соперника;
 коснулся длинного борта.
7.3 В ситуации, когда оба игрока нарушили правила игры, либо судья не в силах определить, чей шар расположился ближе к переднему борту, розыгрыш проводят заново.
7.4 Победитель розыгрыша получает право произвести первый удар (разбивку пирамиды) либо уступить его сопернику.

8. Расстановка шаров
8.1 Перед первым ударом пятнадцать белых шаров укладывают в виде равностороннего треугольника таким образом, чтобы вершина совпадала с задней отметкой игровой поверхности, а основание было параллельно заднему борту. При этом каждый шар должен соприкасаться с рядом установленными шарами. При установке шаров необходимо использовать стандартный треугольник.
8.2 Цветной шар, выполняющий функцию битка при проведении первого удара, устанавливается в доме.
Примечание: в игре могут возникать ситуации, когда предусматривается установка неполной пирамиды. В данном случае при расстановке шаров треугольник заполняется от вершины к основанию. В нижнем ряду шары устанавливаются от середины к краям симметрично продольной оси бильярдного стола. При этом должна быть соблюдена полная симметрия. При необходимости недостающий шар из вершины пирамиды устанавливают в нижний ряд.

9. Положение шара
Положение шара следует определять исходя из положения его центра.

10. Линия дома и дом
10.1 Линия дома не относится к дому.
10.2 Если шар находится на линии дома, его расположение определяют как вне дома.

11. Начало игры: введение битка
11.1 Для введения битка в игру проводят начальный удар с руки из дома.
11.2 При выполнении начального удара в качестве битка всегда выступает цветной шар.
11.3 Игрок, который производит удар первым, имеет право установить биток в любой точки дома, но не на линии дома.
Если игрок установил биток вне дома, соперник или судья должен предупредить об этом до проведения удара. Иначе биток будет введен в игру неправильно.
После предупреждения игрок, который вступает в игру, должен переместить шар.
11.4 Биток считают введенным в игру сразу после нанесения по нему удара наклейкой кия.
11.5 До нанесения удара по битку, игрок имеет право поправлять его рукой, кием и т.д. Однако касание битка после введения в игру недопустимо и наказывается штрафом.

12. Начальный удар (разбитие пирамиды)
12.1 Начальный удар является правильным в том случае, если после соударения битка с прицельным шаром:
 один из шаров был забит в лузу;
 как минимум три различных прицельных шара коснулись бортов (борта);
 два различных прицельных шара коснулись бортов (борта) и как минимум один прицельный шар преодолел центральную линию.При несоблюдении ни одного из вышеописанных условий, влечет за собой штраф.
12.2 Игрок, который получил право первым вступить в игру, произвел неправильный начальный удар, соперник может:
 принять сложившуюся позицию шаров на игровой поверхности и далее продолжить игру;
 принять сложившуюся позицию шаров на игровой поверхности и передать право продолжения игры сопернику;
 заново произвести расстановку шаров и самостоятельно нанести начальный удар;
 заново произвести расстановку шаров и передать право произведение начального удара сопернику.
Примечание: при повторной расстановке шаров и снятия с игровой поверхности штрафного шара, производится установка неполной пирамиды согласно правилам.

13. Попеременное разбитие пирамиды
При проведении каждой новой партии матча игроки поочередно разбивают пирамиду.

14. Начало и завершение удара
14.1 Удар считается начатым после соприкосновения наклейки кия с битком. Удар считают завершенным после полной остановки всех шаров на игровой поверхности. При этом шар, который вращается на одном месте, также считается движущимся.
14.2 Наносить следующий удар можно только после завершения предыдущего. При несоблюдении данного условия предусмотрен штраф.

15. Удар кием по битку
Удар кия по битку принято производить только наклейкой кия по направлению его продольной оси. Иначе налагается штраф.

16. Касание ногой пола
При произведении удара по битку, хотя бы одна нога игрока должна касаться пола. При несоблюдении данного условия, налагается штраф.

17. Запрет на касание шаров
Не принимая во внимание касание наклейкой кия битка, запрещено касание любого шара, находящегося на игровой поверхности бильярдного стола телом, одеждой, древком кия и т.д. При нарушении правила предусмотрен штраф.

18. Запрет на произведение двойного удара
При нанесении удара наклейка кия должна коснуться битка только один раз. При нарушении запрета, налагается штраф.

19. Запрещение пропиха
19.1 Не разрешается продлевать касание наклейки кия и битка до момента его соударения с прицельным шаром. Иначе удар рассматривается, как пропих и влечет за собой штраф.
19.2 В случае, когда биток соприкасается с прицельным шаром или расстояние между битком и прицельным шаром слишком мало и нельзя избежать моментального тройного контакта (наклейка кия – биток – прицельный шар), удар не квалифицируется как пропих при условии, что он был произведен:
 под углом не менее 45° в сторону по отношению к линии центра этих шаров;
 так, что биток не покатился следом за прицельным шаром.
Во всех других ситуациях предусмотрен штраф.
Примечание: Нанесение удара по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (при условии, что последний не тронулся с места), не может быть квалифицировано как соударение битка с прицельным шаром. Если после произведения удара биток не коснулся ни одного прицельного шара, удар квалифицируют как неправильный и назначают штраф.

20. Завершение удара
Любой удар (не учитывая начального) считают правильным, если он был нанесен согласно пунктам настоящих Правил и после соударения битка и прицельного шара, любой из шаров на игровой поверхности:
1. попал в лузу;
2. отразился от одного борта бильярдного стола, а потом:
 коснулся другого борта;
 довел до другого борта другой шар;
 коснулся шара, расположенного вплотную к борту.
3. пересек центральную линию игровой поверхности, а потом:
 коснулся любого борта;
 довел до другого борта другой шар;
– коснулся шара, расположенного вплотную к борту.
4. оттолкнулся от любого орта бильярдного стола, а потом:
 перекатился за центральную линию игровой поверхности;
 перекатил через центральную линию любой шар.
При несоблюдении ни одного из вышеизложенных условий, предусмотрен штраф.
Примечание:
1. Все игровые события (отражение от борта, соударение и пр.) должны происходить именно в той последовательности, которая предусмотрена настоящими Правилами. Иначе налагается штраф.
2. В ситуации, когда биток соударяется с прицельным шаром, расположенным вплотную к борту, а этот прицельный шар воздействует на биток и доводит его до другого борта либо же перекатывает через центральную линию, тогда удар считают безусловно правильным.
Если двух отдельных соударений не произошло биток – прицельный шар и прицельный шар – биток, тогда удар является правильным только в том случае, если игрок до произведения удара предупредил судью о том, что прицельный шар касается борта бильярдного стола. Иначе, будет наложен штраф.
3. Считается, что шар пересек центральную линию, если центр шара пересек центральную линию.
Если до удара, прицельный шар находился на центральной линии, его смещение вправо или влево нельзя рассматривать, как пересечение центральной линии.
4. Когда шар отталкивается от губы средней лузы, а затем обратно возвращается на свою половину игровой поверхности, то его центр пересек центральную линию как минимум один раз.

21. Премиальный и штрафной удар с руки из дома
21.1 В «Комбинированной пирамиде» удар с руки из дома может наносится в других, предусмотренных правилами случаях. Это может быть премиальный удар, который производится после попадания битка в лузу, или штрафной, который полагается при выскакивании битка за борт бильярдного стола или неправильном забивании битка в лузу.
21.2 Забивать в лузу можно любой из шаров, находящихся на игровой поверхности, после соударения битка с любым прицельным шаром, находящимся вне дома. В ситуации, когда все прицельные шары располагаются в доме, тогда удар производится с противоположной стороны бильярдного стола, которая является временным домом, границы которого отмечены задней линией.
21.3 Премиальный и штрафной удар нужно наносить в строгом соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.
22. Неправильно и правильно сыгранные шары
22.1 Шар является правильно сыгранным, если он попал в лузу после произведения правильного удара.
22.2 Все шары, которые являются правильно забитыми, вынимаются из лузы и помещаются на специально полке (каждому из игроков предусмотрена отдельная полка).
22.3 Если в момент начала, произведения или завершения удара был нарушен один из пунктов настоящих Правил, шар считается неправильно сыгранным.
В ситуации, когда нарушение произошло после завершение удара, судья налагет штраф. Однако упавший в лузу шар считается правильно забитым.
Примечание: в случае, когда правила были нарушены после завершения последнего удара партии, результат игры не пересматривается и штраф не налагается.
22.4 Все неправильно сыгранные шары не засчитываются и заново выставляются на игровую поверхность на прежнее место.
22.5 Шар, который выскочил из лузы обратно на игровую поверхность, не считается забитым и остается в игре. Штраф при этом не налагается.

23. Шар на краю лузы
23.1 В ситуации, когда нависший над лузой шар попадает в лузу без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат произведенного удара, его выставляют на прежнее место.
23.2 В ситуации, когда нависший над лузой шар попадает в лузу без соударения с другим шаром и если это влияет на конечный результат произведенного удара, то все шары с максимально возможной точностью устанавливаются на прежние места и удар повторяют.
23.3 В случае, когда шар приостанавливается на краю лузы в неутойчивом равновесии, а после падает в лузу, тогда его считают забитым в результате произведенного удара.

24. Выскочивший шар
24.1 Шар считают выскочившим за борт бильярдного стола, если в результате произведенного удара, он оказался вне игровой поверхности – на борту бильярдного стола, на полу и т.д.
24.2 Шар не считают выскочившим за борт, если он, ударившись о борт или поручень, самопроизвольно вернулся на игровую поверхность. Однако, если при этом шар задевает объект, который не относится к стационарным принадлежностям бильярдного стола (осветительный прибор, мел и т.д.), он считается выскочившим, даже несмотря на самопроизвольное возвращение на игровую поверхность.
24.3 В случае, когда биток или прицельный шар выскакивает за борт, налагается штраф.
24.4 Все шары, которые выскочили за борт, выставляются на прежнее место после произведения удара.

25. Выставление шаров на игровую поверхность
25.1 Все шары, которые были неправильно сыграны или выскочили за борт, выставляются на свое прежнее место сразу после завершения начатого удара и начала следующего.
25.2 Единичный шар устанавливают на заднюю отметку.
При выставлении нескольких шаров, их размещают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту по возможности ближе друг к другу, но не вплотную.
В ситуации, когда некоторые шары расположены вблизи или прямо на линии выставления шаров, и тем самым препятствуют процедуре выставления шаров, тогда выставляемые шары располагают по возможности ближе к задней отметке, но не вплотную к мешающим шарам.
Когда между задним бортом и задней отметкой не хватает места для выставляемых шаров, то шары размещают на продолжении линии выставления шаров, по возможности ближе к задней отметке.
25.3 В «Свободной пирамиде» любой из шаров может быть выбран в качестве битка и прицельного шара. В «Классической пирамиде»«Комбинированной пирамиде»«Динамичной пирамиде» игрок имеет возможность выбора только прицельного шара.

26. Замедленная игра
26.1 Когда игрок слишком медленной игрой затягивает партию, то после предупреждения судья вводит 45секундное ограничение на подготовку к удару для каждого из игроков. Несоблюдение игроком установленных временных ограничений, влечет за собой штраф.
26.2 Один раз в течение партии каждый из игроков может воспользоваться правом на двукратное продление временных рамок.
26.3 Когда в результате равного счета, намечена контрольная партия, каждый из игроков имеет право на два продления временного ограничения в данной партии. О намерении воспользоваться продлением временного интервала следует заранее предупредить судью.

27. Вмешательство постороннего
27.1 Если в ходе игры шары были сдвинуты в результате постороннего воздействия, они выставляются на прежние места. Данное правило действует также в случае форс-мажорных обстоятельств (отключение света и пр.).
27.2 Если выставить шары на исходные места не представляется возможным, цветной шар устанавливают в доме, а из белых шаров выстраивают в форме полной либо неполной пирамиды. Право последующего удара определяется путем розыгрыша, и игра продолжается по принципу начального удара (п.12 настоящих Правил). При этом счет сохраняется.

28. Вмешательство соперника в игру
При произведении удара вне очереди либо касаний шаров при нанесении удара соперником, квалифицируется как вмешательство в игру и наказывается штрафом.
 



x